
Знаменитый Захар Большаков из фильма “Тени исчезают в полдень” умер в обычной питерской клинике от внезапно вспыхнувшего приступа пневмонии. Это было в минувшее воскресенье, в 1.50 ночи. До последнего момента с Петром Сергеевичем была жена Татьяна Александровна, с которой актер этим летом обвенчался в маленькой церквушке недалеко от своего “имения” в поселке Чернево.
За неделю до трагедии мы договорились с актером о новом интервью. Он не признался в недомогании, шутил, сказал, что готов ответить на любые вопросы. Только просил не выпытывать у него подробности жизни в лагере — именно из-за этого он бросил писать книгу мемуаров. Вельяминову было тяжело вспоминать дни, проведенные за решеткой.
Режиссеры не баловали
В июне семья актера собиралась уехать из квартиры в Аптекарском переулке в свой любимый загородный дом в Черневе. Вообще дачную жизнь Вельяминов любил больше, чем городскую. В окружении своих котов и любимых книг он чувствовал себя счастливым. В шумный центр выбирался лишь по работе и для переговоров с режиссерами. Увы, они его редко баловали своим вниманием. И преподавательской деятельностью, по собственному признанию, актер занялся, чтобы не закиснуть без дела.
Но переезд на дачу пришлось отменить: в мае Петр Сергеевич где-то подцепил грипп, перешедший потом в пневмонию, и вынужден был остаться в городе. Даже плохо себя чувствуя, он не бездействовал. Принимал экзамены в Балтийском институте экономики и права на кафедре театрального искусства, которой заведовал. Кстати, студенты его очень любили. Когда Вельяминов выходил из аудитории, за ним всегда тянулся хвост молодежи. Ребята расспрашивали обо всем — о ролях, взглядах на жизнь, даже советовались по личным вопросам.
В пятницу ему внезапно стало хуже, пришлось вызывать “скорую”…
Мечтал о новых ролях
Последний фильм, в котором сыграл Вельяминов, называется “Между тенью и светом луны”. Это совместная русско-мексиканская картина. На площадке с Вельяминовым работал его друг Иван Краско.
— Я очень любил Петеньку, — плачет в трубку актер. — В кино мы снимались в роли братьев. Да так оно и было на самом деле. Мы постоянно общались, в последний раз виделись недавно. Он неважно себя чувствовал — не подавал виду. Петр был мудрым человеком и понимал, что уходит. Однако продолжал мечтать: о новых ролях, о том, как мы поедем в экспедицию…
Он помогал мне преподавать актерское мастерство в институте, и его действительно очень любили студенты. А еще Петра моряки обожали! Постоянно слали телеграммы на дни рождения, какие-то немыслимые подарки, на творческие встречи приглашали…
— Петр Сергеевич всегда великолепно выглядел, прямо-таки лучился энергией, — вздыхает руководитель литературной части Театра комедии им. Акимова Марина Быкова. — Он очень любил женщин, и женщины отвечали ему взаимностью. В театре в него влюблялись все повально. Но он был настоящим “нравственным камертоном”, всегда был верен жене. На сцену театра он в последний раз поднимался во время своего 80-летнего юбилея. Тогда, помню, с трудом уговорили его отметить день рождения. Шумиху вокруг себя не любил.
“Я не фаталист”
Вот фрагменты из последнего интервью актера “МК”.
— Вы много отвергаете из того, что вам предлагают режиссеры?
— Совсем не отвергаю. Предлагают редко. Прислали как-то сценарий. Восемь серий. Сплошная чернота. И… пропали. Еще один мой друг-режиссер хотел пригласить на главную роль в свой многосерийный фильм. Потом стал переживать, подходит ли под мое амплуа своеобразный характер героя. Я сказал, что сыграю это лучше, чем он думает! Но пока это “зависло”. Я не обижаюсь, он мой хороший друг, волен поступать как хочет.
— Что-то из современного искусства вы принимаете?
— Мне очень нравится писатель Кен Кизи, “Пролетая над гнездом кукушки”. По этой книге поставлен фильм с Николсоном в главной роли. Непростая вещь. Там много проблем, которые волнуют. Автор задает вопрос: почему общество несвободно? И как с этим быть? Ответа не нашел ни я, ни русская интеллигенция.
— Есть ли еще какие-то вопросы, на которые вы не находите ответа?
— Почему мы так живем? Люди не слышат голоса нравственности и не понимают, что мы в тупике. Разница между социальными слоями колоссальна. Дух наживы неистребим. А у моего поколения совсем другие идеалы!
— Именно они заставляют вас так заботиться о бездомных животных?
— Мы открыли приют для животных на Ржевке. Это большое дело. Помещение сделано с умом: есть место для врачей, приемное отделение. Там работают хорошие люди. Сейчас в приюте двести собак и примерно столько же кошек. Я горжусь этим, тем более что шансов на реализацию проекта было изначально немного. Недавно приезжали немецкие чиновники и сказали, что даже в Европе нет такого приюта. Нашим питомцам можно позавидовать. Они живут лучше, чем некоторые люди.
— Ну, уж вам-то наверняка не грозят бытовые проблемы. Достаточно снять трубку, назвать себя, и…
— Мне неловко говорить о том, что в одной из комнат моей квартиры до сих пор не работает отопление. Время от времени его чинят, но потом батарея опять прекращает греть. Позавчера это счастье снова закончилось. И ничего не сделать. Я сам иногда залезаю на чердак и включаю кран. С управдомами не ругаюсь, бесполезно. Просто жаль терять время на бытовую ерунду, когда еще можешь сделать что-то действительно хорошее. Поверьте, у меня есть внутренние резервы. И Бог ведет меня по жизни. Мои поступки мало поддаются здравому смыслу, когда я их совершаю. А потом, через годы, становится ясно, что это было правильно.
— Вы фаталист?
— Не совсем фаталист, я все-таки шевелюсь!
Избранная фильмография:
“Тени исчезают в полдень” (1971)
“Командир счастливой “Щуки” (1972)
“Вечный зов” (1973—1983)
“Пираты XX века” (1979)
“Серые волки” (1993)
“Ермак” (1996)
В среду, 17 июня, в Театре комедии им. Акимова состоится прощание с актером. Его похоронят на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.
Комментариев нет:
Отправить комментарий